Добровольский Николай Николаевич

Лейтенант, командир вертолета Ми-24.
Родился 20 мая 1954 г. в г.Сумы.
После окончания 8 классов средней шко­лы учился в Сумском машинострои­тель­ном тех­никуме. В 1975 году после военной подго­товки в Сумском авиационном центре ДОСААФ получил специальность летчик вертолета. Через год после переподготовки в Богодухов­ском авиацентре ДОСААФ получил воинское звание младший лейте­нант запаса. Окончил Кременчугское учили­ще летчиков гражданской авиации.  В 1978 г. в доб­ро­вольном порядке был призван на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР.
Служба началась в с. Обор Хабаровского края на Дальнем Востоке в 331-м отдельном вертолетном полку (в/ч 15428). В 1980 году получил очередное воинское звание – лейтенант и повышение в должности. Николай Добро­вольский стал командиром экипажа боевого вертолета Ми-24, а уже в августе 1981 г. он был откомандирован для выполнения интернациональ­ной миссии в Демократическую Республику Афганистан.

В Афганистане Николай Добровольский служил в 254-й отдельной вертолетной эскадрилье (в/ч п/п 79088), кото­рая базировалась в аэропор­ту Кун­дуз и входила в со­став 201-й мото­стрелковой дивизии.
Полковник запаса Шаломей И.П., в то время заместитель командира в/ч п/п 79088 по политчасти, вспоминает:
«28 октября 1981 года. Колонна мотострелкового полка 201МСД мед­ленно двигалась по едва различимой с воздуха дороге, ведущей из Кундуза в Файзабад. Нестерпимый послеобеденный зной, чередующиеся ущелья, непроглядная пыль, стреляющие горы. Без преувеличений – один из самых опасных маршрутов на северо-востоке Афганистана, а потому всякое перемещение по нему осуществлялось при обязательном авиационном со­про­вождении. Именно такую боевую задачу и выполнял экипаж лей­тенанта Добровольского в паре с ведущим – старшим лейтенантом Косовым И.Т., сменив в воздухе над колонной пару подполковника Зе­ль­някова Е.И.
На первый взгляд, несложный боевой полет, однако важность его нельзя недооценивать. Само по себе нахождение вертолетов над колонной отбивало у моджахедов охоту обстреливать колонну из засад, потому как этим они обнаруживали себя и тут же подвергались огневому поражению.  Выявлялись вероятные точки обстрела и проводилась огневая обработка их с водуха, т.е. предупреждение и исключение возможных обстрелов колонн. Так что от мастерства и эффективности работы летчиков во многом зависело успешное выполнение боевых задач наземными войсками.
Под вечер, выполнив очередное боевое задание и обеспечив прохождение колонны к месту ночной стоянки в н.п. Кишим без потерь, пара старшего лейтенанта Косова возвращалась на свой аэродром в Кундуз. Конечный пункт маршрута – н.п. Ханабад, а далее – вход в круг и посадка на аэродром. Однако именно над Ханабадом, когда до родной полосы оставалось четыре километра, очередь из крупнокалиберного пулемета прошла через вертолет лейтенанта Добровольского Н.Н., летя­щего на предельно малой высоте. По свидетельствам очевидцев (в Ханабаде отдельно дислоцировалось подразделение 201МСД), вертолет резко пере­вернулся винтом вниз, врезался в землю, взорвался и загорелся. Взрывом экипаж был выброшен из кабины. Выжить в такой ситуации было невозможно.
Эвакуация погибшего экипажа была осуществлена поисково-спа­сательным вертолетом Ми-8 из вертолетного полка, также базировав­шегося в Кундузе, а прикрытие с воздуха осуществляла пара вертолетов Ми-24, кото­рую вел командир 254 ОВЗ подполковник  Зельняков Е.И., ведомым у которого был капитан Шадрин Н.Г. Операция производилась при сильном огневом воздействии, но поистине героичес­кими усилиями экипажа Ми-8 и поисково-спасательной группы тела всех трех членов экипажа были вывезены и доставлены на аэродром. Однако при этом был подбит вертолет прикрытия подполковника Зельнякова Е.И. – остановились оба двигателя, и только высокий профес­сионализм и близость к аэродрому позволили командиру в сумерках, в условиях сильной запыленности посадить машину с неработаю­щими двигателями в пределах полосы боевого охранения аэродрома.
Тела Николая Добровольского и его летчика-оператора Сергея Моск­вичева были отброшены от горящего вертолета на расстояние до 30 метров, поэтому от воздействия пожара не пострадали и были легко узнаваемы, а вот тело бортового техника харьковча­ни­на Ивана Невары, находив­шегося рядом с пожаром, сильно пострадало от огня.
Так оборвалась короткая жизнь боевого экипажа «Доброго» (так назы­вали Николая друзья)».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1982 г. за му­жество и героизм лейтенант Добро­воль­ский Николай Николаевич награж­ден орденом Красной Звезды (посмертно).

 

Статья из книги «Пам’ять і доля Афганської війни» ПКП «Еллада-S», 2009. – 464 с.