Москвичев Сергей Борисович | СУМСЬКА ОБЛАСНА ОРГАНІЗАЦІЯ «СОВЕАФ» (СПІЛКА ВЕТЕРАНІВ АФГАНІСТАНУ)

Москвичев Сергей Борисович

Лейтенант, летчик-оператор верто­лета Ми-24.
Родился 1 декабря 1956 года в г. Су­мы.
После окончания школы работал тока­рем на ПО «Электрон», потом – на СМПО им. Фрун­зе. Занимался спортом.
7 июля 1975 года был призван в ряды Вооруженных Сил. Закончил Сызранское выс­шее военное авиационное училище летчиков.
4 августа 1981 года  был направлен лет­чи­ком-оператором вертолета Ми-24 в Афгани­стан.

Из воспоминаний полковника запаса И.П. Ша­ломея:
«Сергей был назначен летчиком-опера­тором вертолета Ми-24 в 254-ю отдельную вертолетную эскадрилью 201-й мо­тострелковой дивизии.
За короткий срок зарекомендовал себя грамотным, смелым, инициативным воздушным бойцом и был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки эскадрильи. 

Появились новые обязанности по обучению и совершенствованию воздушно-огневой и тактической подготовки летного состава, созданию мате­риально-технической базы и т.д. Вот и приходилось молодому началь­нику ВОТП садиться на попутные самолеты и летать в Кабул, Джелалабад, Баграм к более опытным коллегам за опытом организации работы и обучения.
На третьем месяце службы в Афганистане, 28 октября 1981года, прилетев накануне из очередной командировки, Сергей попросил коман­дира части подполковника Зельнякова Е.И. запланировать его на боевой вылет в составе экипажа вертолета Ми-24 вместо летчика-оператора Юрия Кучерявого и, таким образом, оказался в одном экипаже с лейтенантом Добровольским Н.Н., своим земляком, которому была поставлена задача по сопровождению колонны наземных войск. Бортовым техником в экипаже был харьковчанин Иван Невара. Основной задачей экипажа было обес­пе­чить прохождения колонны по маршруту Кундуз–Талукан–Кишим, про­ле­гаю­щему в ущельях, не допустив при этом ее обстрелов из много­численных огневых точек на склонах гор. Для этого нужно было заблаго­временно обна­ружить противника, подавить из бортового оружия, то есть упредить возмож­ные обстрелы наземных войск и исключить боевые потери личного состава.
Полтора часа напряженной боевой работы – и колонна благополучно добралась к месту ночной стоянки. Боевая задача была успешно выпол­нена, вертолеты возвращались на аэродром.
Полет проходил на предельно малой высоте. Над населенным пунктом Ханабад, когда пара уже получила разрешение на вход в круг для захода на посадку на своем аэродроме, очередь из вражеского ДШК попала в ведомый вертолет. Он мгновенно перевернулся винтом вниз, столкнулся с землей, взорвался и загорелся. Добровольского и Москвичева взрывом выбросило из кабин, и это исключило поражение их тел от огня горящего вертолета. Иван Невара до эвакуации горел вместе с боевой машиной».

Похоронен лейтенант Москвичев на центральной аллее Центрального кла­дбища г. Сумы, рядом со своим командиром того последнего полета Николаем Добровольским.
Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 06.05.1982 г. лейтенант Москвичев Сергей Борисович награжде­н орденом Крас­ной Звезды (посмертно).

 

Статья из книги «Пам’ять і доля Афганської війни» ПКП «Еллада-S», 2009. – 464 с.